Недавно наткнулся в интернете на статью об эпатажном японском фотографе Нобуёси Араки. Одна из фотографий сильно зацепила. Пошел поискать информацию, посмотреть другие фото. Да так увлекся, что даже раздобыл увесистый фолиант – сборник фотографий мастера, ретроспективно отображающих его творчество за многие годы.
Араки, наверное, самый известный японский фотограф в таком, весьма провокационном, жанре, который кто-то назовет порно, а кто-то эротическим искусством. В его снимках — кричащая откровенность, но не пошлость; художественные образы и исследования потаенных уголков сознания; душевные переживания, выраженные метафорическим языком тела; красота на грани дозволенного и за ней.
Предупреждение: дальше будут фото Араки. (18+)
Он стал известен миру, как автор таких снимков:
Все началось в 1971 году, когда Араки женился и отправился в свадебное путешествие, во время которого он сделал много снимков, очень личных и интимных, и опубликовал первый фотоальбом “Сентиментальное путешествие”:
После выпуска первого альбома Араки оставляет конторскую работу и с головой погружается в художественную фотографию. Он много снимает – одна цветная и одна черно-белая пленка становятся ежедневным минимумом. Репортажные снимки, портреты, эротические фотосеты…
Снимки Араки нарушают “общепризнанные” табу – даже в детских портретах сквозит эротизм. Его снимки цветов настолько откровенны, что удивляешься, как раньше не замечал таких мыслей, разглядывая растения…
По поводу его творчества разгорались бурные скандалы – Араки дерзко нарушал допустимые нормы. А в Японии с нормами все в порядке – они есть на все. Порнография достаточно жестко ограничена. “Это” можно и “это”, а “это” – ни в коем случае. Я уже писал, откуда такие ограничения появились, несмотря на то, что японцам чувство стыда обнаженной плоти не свойственно. Но запреты – есть запреты. А бунтари в искусстве – везде бунтари. И Араки смело погружает зрителя в свои ощущения. За что не раз подвергался и запрещался. И ездил по всему свету с выставками.
Серии фотосетов со связыванием, в которых он снимал самых разных женщин: знакомых, подруг, моделей, гейш, проституток, сделали его известным в кругах людей, увлекающихся садо-мазохизмом. Хотя, мне кажется, сам Араки воспринимал это несколько по-другому. Он говорил, что связывание женщины – это его попытка обнять ее душу…
Откровенность в своих чувствах, какими бы они не были, притягивает в работах Араки. Эксперименты его касаются не только “запретных” тем. Например, целая серия фото, отпечатки которых получены с негативов, обожженных реактивами. Как жизнь, прерванная взрывом…
В 1990 году умирает Йоко, жена Араки. Он провожает ее в последнее путешествие, не выпуская из рук камеры. Гроб, украшенный цветами… Последнее прикосновение руки… И невыносимая пустота потери, как беззвучный крик…
Альбом, вышедший после смерти жены – как завершение их первого “сентиментального” путешествия. Их кошка, которую так часто Араки снимал дома вместе с женой, теперь в кадре одна.
Облачные пейзажами. Где-то там оставила след душа его жены…
Откровенность, даже в горе, приносит ему общее признание. Араки продолжает работать — у него снимаются многие известные люди, кто не боится его славы нарушителя табу.
Фотосет с Бьёрк:
Такой вот неоднозначный, но очень талантливый фотохудожник. Нобуёси Араки.
Далее – рассказ Араки о своем творчестве под видеоряд его работ.
Часть 1:
Часть 2: