Продолжая тему, немного приподнятую в предыдущем посте о японских нравах, не могу не вспомнить о всем знакомом слове гейша.

Современный Киото, район Гион, в котором по-прежнему обитают гейши и майко (ученицы гейш):

Гейши и майко  Гейши и майко Гейши и майко Гейши и майко

Я был в публичных домах и притонах — Москвы, Берлина, Лондона, Константинополя, Смирны, Шанхая. И везде в этих публичных домах и притонах одно и то же — окончательное обнажение всего, что принято человеком скрывать и что принято считать европейскою честью. Там, в этих кварталах, главным образом, в алкоголь и — решающе — в похоти, ставшей, как алкоголь, до судороги доведено всяческое издевательство над человеческой личностью, там судорогой бродит испепеляющее проклятье, пороки, мерзость, сифилис и грех.

И я был в Йосиваре, в районе токийских публичных домов. Йосивара — точный перевод — счастливое поле.

И никогда ничто меня так не ошарашивало, как Йосивара, — совершенной для меня непонятностью. В этом районе все было залито светом, в тесноте улиц шли дети, школьники, что-то покупали и мирно разговаривали, проходили матери, под вишневыми деревьями, в шалашиках торговали продавцы, шли с работы и на работу мужчины. Было совершенно обыкновенно, только больше чем следует свету, только чуть-чуть теснее. И у домов, около хибати, выставленного наружу, грея руки и не спеша, сидели мужчины, посвистывая и пошипывая, те мужчины, у которых можно посмотреть фотографии ойран, проституток. Мы входили во многие дома; без водки, в тишине, предложив нам разуться, …— мы разувались, нам в ноги кланялась пожилая женщина, в тишине дома мы проходили в комнату, нам приносили чай, мы садились на пол, — и тогда проходили дзйоро, ойран, абсолютно вежливые, как все японки, совершенно трезвые, тихие, ласковые, улыбающиеся, здоровые.

и вот то, что на улице совершенно обыкновенно ходят дети и торгуют торговцы, что эти женщины не пьяны, нормальны, вежливо-приветливы и здоровы, – это и было окончательно ошарашивающим, вселяющим в мои мозги нечто такое, что мне, европейцу, указывало большую нормальность в смирнских тартушах и берлинских нахтлокалах, чем в Йосиваре.

Только после землетрясения 23 года упразднены празднества Йосивара, когда в Йосивару стекались тысячи людей, женщины из Йосивара, украшенные вишневыми цветами, шли процессией, и всенародно здесь избиралась красивейшая ойран.

… и установлено было, что Йосивара – общественно необходима для здоровья нации и для сохранения устоев семьи в первую очередь. Лицензии, выдаваемые государством на право проституции, есть статья государственного дохода, никак не аморальная.

… Город Фукаока гордится собою – тем, что в нем появилась первая проститутка, она была самурайкой, могила ее чтится, и на могиле ее каждый год бывают торжества. Спрашивают девочку: — “кем ты хочешь быть?” – и девочка отвечает: — “женщиной из Йосивары!”. – Если бы я узнал, что я существую за счет сестры-проститутки, – если бы я не застрелился, то наверняка много бы мучился этим; – если бы я был японцем, я мог бы быть этим горд.

Часть женщин в Йосивару идет по призванию, по склонности, других туда продают отцы и мужья: – потом, выйдя из Йосивары, эти женщины или выходят замуж, или возвращаются к своим мужьям. Это никак не позор – быть женщиной из Йосивары. Проституция очень часто бывает товаром, которым торгуют для поправления бюджета.

… Но пол всегда упирается в метафизику, и недавно еще кое-где в Японии, при храмах, – были жрицы – божественные проститутки, кадр этих женщин возникал и по призванию и по рождению, – через них люди прикасались к богу. Тай-ю – высший титул проститутки.

Б.А.Пильняк. корни японского солнца. 1927

Вы спросите, а где же гейши? Сейчас они появятся 🙂

Но у мужчины есть потребность в прекрасном, в вечной женственности, в общении с умной женщиной, с другом-женщиной, товарищем женщиной, советником, поучителем: тогда он идет к гейше. Института, аналогичного институту гейш, нет в западной культуре. Там, в чайном домике, мужчину встретят прекрасные женщины, они поклонятся ему так, как требует этого большое искусство, они проведут с ним чайную церемонию, они будут с ним весело, беззаботно, остроумно и умно беседовать, они споют ему старинную песенку, протанцуют тихий и прекрасный танец, они сыграют ему на сямисене и кото. На пороге чайного домика насыпана горка белой соли, — символ чистоты и целомудрия. Веселые, улыбающиеся, нежные, они нальют и вновь подольют мужчине сакэ, — всяческой грацией уклонившись от своей чашечки. Однажды, узнав, что я человек умственного труда, гейша сделала мне головной массаж: она положила мою голову к себе на колени, мяла и гладила мою голову белыми своими ручками, — и я встал с ее колен помолодевшим.

… Гейша дает свою визитную карточку, имена гейш так же чтимы, как имена писателей, – и есть гейши со всеяпонскими именами.

Гейша – это идеальная женщина, женщина мира искусств и красоты и ума, – к гейшам надо итти, чтобы касаться прекрасного. Не менее прекрасны тайны пола, – но это уже не гейши: тогда после гейш надо ехать к ойран.

… Гей-ша – точный перевод: – посвященный искусству.

Многие гейши выходят в замужество, например государственный деятель эпохи Мэйдзи, принц Ито, был женат на гейше. Иные, кроме патента на гейшество, берут патент на ойран, – тогда до конца дней они остаются в почетной свободной любви, эти единственные свободные женщины, – и в этой свободной любви остаются, главным образом, талантливые гейши, как и у нас – талантливые актрисы. Институт гейш – очень древен, — и слово гэй-ся — новое слово, ибо оно существует только с токугавской эпохи, ибо раньше гейши назывались сирабьоси, что значит – белый, чистый тон…

Б.А.Пильняк. корни японского солнца.

Все-таки некоторая аналогия гейше есть – и автор сам ее приводит: актриса. В несколько дореволюционном понимании. Когда за фасадом профессии актрисы нередко скрывалась доступность и для интимных развлечений. Но, конечно, никакого уважения это не вызывало, а, наоборот, накладывало отпечаток непристойности на всех актрис. Мысль “жениться на актрисе“ была недопустимой в приличном обществе, при этом посещающим театры постоянно.


Комментарии к записи (4):

  1. Хотели бы вы стать гейшей? Узнать об этой интересной и сложной профессии? Тогда добро пожаловать в Фудживара Окия! Представим, что мы в Гион Кобу во времена наибольшей популярности Гейко и Маико. http://geishafujiwaraokiya.blogspot.com/p/blog-page_2715.html

    1. Трудно представить себя в Гион, находясь в «Фудживара Окия». Потому что «Фудживара» может сказать только тот, кто не знаком с культурой Японии вообще. Фудзивара — так говорят японцы. И священная гора — Фудзи-сан, а не «Фуджи». «Фуджи» и «Фудживара» — это неправильное чтение американской транскрипции японских слов. Туда же, на свалку, «Джиу-джитсу» (дзю-дзюцу), «Суши» (суси), «Киокушинкай» (Киокусинкай), «Митсубиши» (Мицубиси), «Такеши Китано» (Китано Такэси), и т.д.

  2. Названия Окия походит от фамилии владелицы а не от названия горы)

    1. В «Фудживара Окия» меня беспокоит не слово «Окия», а слово «Фудживара». Еле смог написать. Старинный японский род — это Фудзивара.
      Если мне не верите, то: Клан Фудзивара (яп. 藤原氏, Фудзивара си) был могущественным семейством регентов в Японии периода Хэйан. Wikipedia
      «Фудживара» — это исковерканное американцами, а потом и нами Фудзивара.

Добавить комментарий