Каспий После первой поездки в Казахстан, 2-я была уже плановой. Обе эти командировки выпали на лето, что сделало их сочетанием приятного с полезным. Солнце и море (после работы) хоть отчасти скомпенсировали пропавший отпуск 🙂

В этот раз мне как-то не очень везло – всякие нестыковки преследовали на всем протяжении. При том, что различных перемещений было запланировано много – мне предстояло выйти в рейсы на 2-х танкерах и пересечь Каспий 4 раза. Мои друзья, завидующие моим рабочим поездкам, могут увидеть, что все-таки не так уж все гладко и хорошо это может происходить, как кажется с первого взгляда 🙂

Первая заминка случилась из-за того, что все танкеры уходили из Актау в первый же день моего пребывания, а мне еще надо было оформить регистрацию по прибытию. (В Казахстан россияне могут приезжать без виз, но должны регистрироваться, если остаются больше, чем на 5 дней.) Разобравшись с документами в миграционной полиции, стал ждать возвращения танкеров. Так незапланированно прошла первая неделя.

Попав, наконец, в порт, я почувствовал прелести морских путешествий на танкере, о которых не догадывался ранее. Вокруг стоял устойчивый запах серы – казахская нефть особенная: много серных примесей и легких фракций. На 70% эта нефть состоит из бензинов. С непривычки первые сутки моя голова раскалывалась от этого букета запахов.

Танкер, на который я попал:

тк Алматы

тк Алматы

Глаз радовался морским пейзажам. Прозрачное небо и чистая вода на 360 градусов вокруг.

Каспий

Каспий

Каспий

Где-то в середине Каспия есть место, в котором, каждый раз из 4-х моих переходов, было ощутимое волнение. Танкер небольшой, поэтому его немного покачивало даже этими волнами, что отнюдь не добавляло комфорта моему состоянию, и без того измененному парами нефти 🙂

Каспий

Эта зона волнения протяженностью около 4-х часов хода заканчивалась так же незаметно, как и начиналась. Вода успокаивалась – вероятно уменьшались глубины. Об этом я догадался по появлению в открытом море нелепых азербайджанских нефте-добывающих сооружений. Моряки называют их “тараканами”. Стоят такие тараканы далеко в море, напоминая декорации фильма “Водный мир”.

Каспий, вышки

Каспий, вышки

Каспий, вышки

Когда на горизонте показался берег, он был весь заставлен нефтяными вышками.

 Каспий, вышки

Это был мой первый визит в Азербайджан. И хоть я видел его только с борта танкера и даже в порту не сходил на берег, некоторое представление о нем получил. В 3 часа ночи на борт поднялись таможенники и пограничники для досмотра пришедшего судна и экипажа. Постучавшись и сразу же войдя в мою каюту (она у меня не запиралась – ключа мне не выдали), офицер стал рассматривать меня, вскочившего с кровати и прикрывающегося одеялом, спросони не вникающего в серьезность ситуации. Он разглядывал мой паспорт, разрисованный печатями и визами со всего света, и недоверчиво сличал мою сонную физиономию с документом. “А Вы и в Японии были?” — “Да” — “А что Вы там делали?” – “?!”…

Разгрузка продолжалась весь день, и я решил подключиться к интернету через мобильный, едва ловящий сеть в порту, и выйти на связь в скайпе с коллегами и друзьями. Трафик текстовых сообщений небольшой и я понадеялся, что много денег за GPRS-роуминг не улетит. А зря. Никогда (без особой надобности) не пользуйтесь роумингом в Азербайджане! Разговоры про приемлемые тарифы по роумингу в СНГ этой страны не касаются. МТС добросовестно не отключил меня, когда деньги на моем счету закончились и продолжал накручивать их в долг. К примеру, Билайн, отслеживающий в реальном времени состояние счета абонента, обрывал соединение сразу при достижении суммы, недостаточной для продолжения разговора или интернет-сессии. Таким образом, благодаря сотрудничеству Азербайджанской сотовой компании и МТС, я получил долг около 5 тысяч рублей за несколько сотен килобит трафика.

Но тогда я еще об этом не знал. И меня еще ждала вторая встреча с азербайджанской таможней – после разгрузки танкер уходил обратно и снова проверялся. Тут веселье и началось. Офицер снова пришел с проверкой ко мне в каюту. Снова стал разглядывать визы в моем паспорте. “Вы и в Японии были?” — “Да” — “И в Индии?” — “Да” — “Арабские Эмираты… А что Вы там делали?" … “Так, что у Вас в шкафу, покажите”. Начался досмотр шкафов, полок, одежды. “Что у Вас под матрасом?” — “Не знаю” — “Переверните”. Посмотрел в подушке, в пустых сумках. Достал мою декларацию. “Где ноутбук?” — “Вот на столе” — “Где фотоаппарат, мобильный телефон?” — “Вот”. “Так, деньги… указано 10 т.рублей – покажите”. Я достал кошелек и показал две купюры по 5 т.р., которые на всякий случай задекларировал, хотя такие небольшие суммы обычно не обязательны к декларированию. “А это что у Вас?” – показал он на купюры в соседнем отделении кошелька. “Мелочь” — “Как мелочь? Доставайте все!” Я достал 510 рублей и 400 тенге. “Так, почему не указано в декларации?!” — “А зачем?” — “Так, возьмите все это и спускайтесь вниз для оформления протокола”. Таможенник и пограничник сияли от удовольствия – поймали нарушителя! Кроме них на церемонии присутствовал капитан и агент порта. Начали допрашивать, почему сумма не указана и пр. Созванивались с руководством (или делали вид). Пригрозили, что сейчас начнут писать Акт о контрабанде. На моем лице был полный пофигизм – составляйте что хотите. Капитан, наблюдая за этим цирком, тоже терпеливо ждал, не выражая особого беспокойства. Ему местные “задвиги” были не в новинку. Офицер старательно написал Акт. Полюбовался своей работой, показал коллеге. Протянул мне: “Подписывайте” — “Не буду.” — “Как?! Почему?” — “Ваш Акт написан на азербайджанском, я не подписываюсь под документами, написанными на языке, которого я не знаю”. “Но тут же все понятно – вот сумма, вот Ваша фамилия” — “Нет, не буду, извините”. Тогда они к капитану, что бы он подписал. Он тоже сказал, что не станет подписывать Акт на азербайджанском. “Либо по-русски пишите, либо по-английски, на худой конец. На азербайджанском ничего подписывать не буду”. Нас долго уговаривали – то ли жалко было трудов по написанию этого акта, то ли с письменным русским были проблемы. Не говоря уже про английский. Возмущались, снова уговаривали. “Ведь у Вас есть компьютеры, там переводчики разные. Переведите Акт на компьютере, что вам стоит?…” Это продолжалось минут 40. Поняв, что от нас ничего не добиться, нам сделали исключение и отпустили. Дали новый бланк декларации, который я заполнил данными до копейки. На том и разошлись. Говорят, обычно, они придираются к какой-то ерунде и клянчат “подарок” – бытовую химию или что-то еще.

С небольшой задержкой мы вышли в рейс. Морская стихия снова приняла нас в свои объятия и ни о чем вспоминать уже не хотелось.

Каспий

По прибытию обратно в Актау, мы немного застряли на рейде – сразу в порт нас не пустили. Запланированную работу я сделал и в ожидании захода танкера на швартовку проводил время на мостике. Обнаружил на местных компьютерах массу вирусов и с энтузиазмом принялся бороться с неполадками – надо же было чем-то занять себя. Переставил винду на нескольких машинах, везде повтыкал антивирусы – экипаж обрадовался, наконец можно наладить немного работу на еле живых агрегатах.

 

Через сутки нас все-таки пустили в порт. Застрял немного в порту на выходе (зашел я на его территорию гораздо быстрее, чем вышел потом оттуда), но все же был уже на пути от неотступного запаха нефти. В конторе мне объяснили, что у них на месторождении авария, поэтому груза нет – танкера в порт и не заводят. Следующего танкера мне надо будет ждать больше недели. Ну вот, опять ждать… Поселили меня для удешевления пребывания не в гостинице, а в пансионате. Из окна своего номера я провожал танкер, который, загрузившись остатками нефти из хранилищ, отправился в обратный путь.

Каспий

Если ждать предстояло больше недели, то паспорт свой я снова понес в миграционную полицию. (Без оформления возникли бы проблемы по проходу в порт – там снова таможня, граница и пр.)

В Казахстане нарисовался гос.праздник, поэтому печать в полиции обещали поставить через 4 дня. Через 4 дня меня срочно ищут и сообщают, что мой танкер зашел в порт и мне надо быстро собираться туда. Паспорт – в полиции, которая будет открыта только завтра. Договариваемся, что я с самого утра забираю его и пулей – в порт. Пулю пришлось отложить в долгий ящик. Мой паспорт не был готов, сотрудники полиции не могли его найти – он оказался в кабинете начальника, а того не было на месте. Руководство так рано не приезжает… В конторе все на ушах, на танкере, уже готовом выйти из порта – тоже. Все трезвонят каждые 5 минут — “Когда?” — “Не знаю. Жду”. Я уже был оформлен в судовую роль, поэтому без меня выходить было нельзя. А простой танкера в порту – дело не копеечное.

Через 2 часа начальник появился, и сразу началось какое-то совещание. У меня от недовольства уже все кипело внутри. Наконец, он освободился, я сам обежал все их кабинеты и забрал оформленный паспорт.

И вот я снова в порту, на танкере. Второй оказался более современным – там не так сильно пахло нефтью, я вздохнул с облегчением (в прямом и переносном смысле). После задержки с моим прибытием на борт, мы отправились в рейс.

Каспий

На этот раз Азербайджанская таможня не удостоила меня своим вниманием ни при заходе в порт Сангачал, ни при выходе оттуда. Во время стоянки на разгрузке я и узнал, сколько же стоит роуминг в Азербайджане – казахская карточка Билайн отключилась через 3 минуты после установки канала GPRS-связи. Я посмотрел на состояние счета – цена в роуминге возросла почти в 100 раз, по сравнению со стоимостью трафика в Казахстане. Я не успел дописать предложение и сменил карточку на МТС, которая оказалась отключена – на ней висел огромный долг с предыдущей поездки. Еще раз “спасибо” МТС за кредит, от которого я, кстати, когда-то отказывался при настройке услуг связи. 🙁

Когда мы вернулись обратно, то опять встали на рейде Актау, а не зашли сходу в порт. Связи у меня не было ни какой (все сожрал роуминг), чтобы узнать в конторе срок нашей стоянки, но я думал, что снова простоим целый день, как в прошлый раз. Но не поставили нас и на следующий день. И через один…

Скучно ужасно – работа сделана, винда кому нужна была – поставлена. И весь маршрут для прогулки – из каюты на камбуз и обратно. Ну еще на мостик зайти, узнать об отсутствии новостей, да на палубе постоять, посмотреть на море. Красиво, конечно, полнолуние над морем. Такого на берегу не увидишь. Но ожидание утомляло.

На мостике этого танкера в клетках щебетали канарейки. Большое количество зеленых насаждений создавало немного более уютную обстановку.

Канарейки на мостике

Одним утром обнаружили за стеклом иллюминатора летучую мышь. Она глубоко спала, примостившись на загородке уличного термометра. Такой маленький пушистый комочек.

 Летучая мышь

Летучая мышь

На 5-е сутки я услышал на мостике гороскоп по радио: … козероги – во второй половине дня вас ожидает поездка… После обеда услышал шум двигателей – мы снимались с якоря и разворачивались к порту! Спасибо Томаре Глобе 🙂

Вместе с командой я быстро проскочил портовую таможню и пограничников, не ожидая прошлых проволочек с персональным списанием – скорее отсюда, на волю! Прибыв в гостиницу увидел растерянное лицо администратора. “А Вы бронировали? У нас сейчас все занято… можем пустить Вас на одну ночь, но завтра…” Оказалось, что в Актау в эти дни был саммит президентов 4-х стран. Все (обычно полупустующие) гостиницы города были заполнены охраной, обслугой и пр. сопровождающими официальные делегации.

Выход на следующий день нашелся – аренда частной квартиры посуточно. Мне еще надо было прожить/проработать в Актау 3 суток до ближайшего самолета домой. Оказалось, что со съемными квартирами в Казахстане дело обстоит гораздо лучше, чем у нас. Этим бизнесом вполне легально занимается большое количество людей. Для этого необходимо раз в год оплатить патент (не очень большой)  – и все, больше никаких налогов, отчетов и пр. Вам выпишут и счет-фактуру и дадут чек – все что нужно, чтобы отчитаться по возвращению о потраченных деньгах. А стоит квартира дешевле номера в гостинице. Мне нашли 2-х комнатную квартиру с “евроремонтом”, кондиционером и 2-мя балконами по цене в 3 раза дешевле прежнего номера эконом-класса. Надо только было хорошо проветрить ее – прежние постояльцы ее конкретно прокурили… Как бесплатное приложение – вечером за окном песни Цоя под гитару из глубины дворика.

Кстати, о патентах, такая же схема работает и для таксистов. Можно купить патент на год (около 5 т.р.) и легально заниматься извозом на своей машине ничего больше не платя и не регистрируя. Очень многие водители покупают такой патент, даже на всякий случай.

Вот, наконец, наступила ночь понедельника – и я улетаю домой. Рейс обещали быстрый, с 3-х часовым ожиданием в Москве на пересадке. К полудню я рассчитывал быть дома…

Как бы не так! В Домодедово начались перетасовки выходов на посадку. Потом ее задержали на час. Когда через весь аэропорт нас привезли на автобусе к самолету, мы минут 15 из этого душного аквариума наблюдали возню ремонтной бригады на хвосте самолета. Обозленные и вспотевшие пассажиры начали недружелюбно поглядывать на водителя. Тот получил указания по рации и поехал дальше вокруг аэропорта. “Наверно, в Питер на автобусе поедем…” 🙂

Нас выгрузили обратно в зал ожидания и ничего не сказали. Через час послышалось объявление, что пассажиры рейса могут пройти к представительству авиакомпании и получить обед. От нечего делать я решил пойти туда и сообщить представителям компании все, что я думаю о ней. Я обошел весь аэропорт, пока не узнал, что нужно вообще выйти из зоны регистрации и подойти на самый вход. Там сообщили, что рейс отменен – самолет так и не починили и что мы можем зарегистрироваться заново на другой рейс. И получить талончик на обед! Другой рейс намечался на 16 часов (вместо нашего – в 11). В полученном талончике значилась сумма 300 руб., которая составила примерно треть от стоимости обеда в кафе аэропорта, хотя по началу буква “р” так смахивала на еще один “0” в конце “300”. Но сотрудник кафе меня разубедил 🙂

В душном аэропорту находиться уже не было сил и я пошел прогуляться на улицу. Мой коллега говорил, что рядом есть небольшой пролесок. Я прогулялся до него, нашел себе местечко и сел там под раскидистым дубом отдохнуть. Влажный запах травы, падающих листьев – как соскучился я по нему за месяц командировки! Как мне его не хватало! Сразу перестала болеть голова и горло. (Из-за чего, кстати, у меня неполадки разные со здоровьем были в Актау, не известно. То ли неживую воду из опреснителей мое тело отказывалось воспринимать, то ли кислорода в этой пустыне не хватало, то ли радиацией от недалеко расположенных урановых шахт надуло… А может, что еще.) А тут уже пахнет родиной! Пусть снова задержка, но уже почти как дома. Сижу, смотрю на желуди и листики, падающие с неба 🙂

Наконец, мы сели в самолет, в который набилось немало народу (2 рейса объединили). Народ ворчал и злился. Перед нами, кстати, никто не извинился за отмену рейса и 5-ти часовую задержку. Рядом со мной садились две дамы, я встал пропустить их. Провожавший их стюарт спросил у меня: “Вы были в Токио?” – “В Киото” – “Просто я видел в Токио такие же футболки, как на вас сейчас”. И почему-то я сразу перестал злиться на авиакомпанию и на всех остальных после одной добродушной улыбки 🙂

П.С. Танкера строились в Выборге, вот фото с перехода через Питер после постройки:

Астана в Питере

Астана в Питере


Комментарии к записи (7):

  1. Очень красивые виды волнующегося моря! А от третьей фотографии — закружилась голова 🙂

  2. Мышь летучий славный такой 🙂 А с виду первый танкерок симпатичный — и не скажешь даже, что там мучают нефтяными запахами честных людей 🙂
    В Чехии тоже аренда квартир по такому принципу — получаешь официяльную бумажку — и сдавай сколько хочешь 🙂

    1. Танкерок с виду симпатичный, потому что фото сделаны были после постройки. Сейчас он ржавый 🙂

    2. У нас, в Питере, тоже собираются по такому принципу организовать дело со сдачей квартир. Но, сдается мне, стоимость лицензии у нас будет такая, что все хозяева сдаваемых ныне квартир предпочтут остаться в тени

  3. здорово описал,молоток.я там жил когдато,хорошее место

  4. побывала с тобой на твоем втором свидании. 🙂
    образные картины почти вижу, еще и благодаря фотографиям. и читать легко.
    спасибо за путешествие!

Добавить комментарий