Провёл целый день в гостях у старого друга, Мастера Фехтования и Художника. Я ему чинил компьютер, он мне рассказывал за чаем чудесные истории о классической музыке. (Он её ставит своим ученикам по академической живописи и рисунку.)

Мария Юдина — одно из открытий, которое случилось у меня во время таких встреч.

В.А.Моцарт (1756-1791)

Концерт для фортепиано с оркестром №23, KV488

Adagio (7:30) (2-я часть концерта)

Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио
Александр Гаук, дирижёр
Москва, 1943г. (!!!)

 

Мария Юдина — философ, скульптор, поэт, пророк, изъяснявшийся звуками фортепиано. Она — глубоко верующий нонконформист — быть может, самое неожиданное воплощение тезиса ненавидимого и чуждого ей марксизма о свободе как осознанной необходимости.

«Внешняя» и «внутренняя» биографии Юдиной несхожи, как день и ночь.

Рождение в 1899 в городе Невеле, Псковской области. Учеба в Петроградской консерватории и ее окончание в 1921 году (класс Леонида Николаева), и одновременно — в Петроградском университете (историко-философский факультет). Служба в Петроградской (Ленинградской) (1921 — 1930), Тбилисской (1932 — 1934), Московской (1936 — 1951) консерваториях; Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944 — 1960). Смерть в 1970 году. Таков жизненный «пунктир» Юдиной.

«Другая» жизнь — это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного — Шенберга, Берга, Веберна.
В этой другой жизни — письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью Двадцать третьего концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали — за одну ночь.

История такова.

Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. «Играла пианистка Юдина,»- добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему. Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной — ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал. Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.

Вскоре Юдина получила конверт, в который было вложено 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина. Тогда она написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее: «Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви». С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.

Тираны и юродивые одинаковы во все времена. (c) Д.Д.Шостакович

В 1948 году музыкантов собрали, чтобы записать первую часть этого концерта. И запись получилась уже совсем не такая, как в 1943, когда исполнители не знали что будет завтра — с ними лично и с их страной.

Добавить комментарий