IMG_4203 Аршан — в переводе с бурятского означает «источник». Так называют все полезные водные источники, а также населенный пункт в Тункинской долине у подножия Саянских гор, который прославился своими  санаторием, лечащим целебными водами. Поселок этот достаточно большой и живет приезжими, как курорт. Туда приезжают и из Бурятии, и из Иркутска, а некоторые совсем издалека — там есть туристические и йоговские базы из Москвы и Питера.

Через поселок протекает горный поток, берущий свое начало в горах, у подножия которых раскинулся поселок. Называется он «Кынгырга» (вполне говорящее имя для бурлящего потока — «барабан» по-бурятски). Вверх по Кынгырге идет пешеходная тропа — до первого водопада и обратно гуляют все. Выше — уже туристическая горная тропка, куда решаются пойти немногие из отдыхающих. Но это и хорошо — мало народу, нет уже надписей «Ося и Киса были здесь». Зато есть горы, камни, горный поток с перекатами и водопадами, в который бросаешься с жадностью, утомленный горною тропой и жарким солнцем. И из которого выпрыгиваешь пулей после нескольких секунд пребывания в ледяной воде! И, ободренный, с новыми силами идешь дальше — вверх.

Далее 29 фото:

IMG_4270 Ближайший к Аршану пик (пик Любви в простонародье) — излюбленное место восхождения новичков и сторожил. Это был первый, покоренный мною пик. Сначала хотели мы пристать к туристической группе, но потом решили сэкономить деньги — вот же он, пик, перед глазами. Только тропу найти, а дальше — вверх да вверх. Но хорошо, что предупредили — воды там нет, ею нужно запасаться заранее. Кынгырга течет далеко — у его подножия. Пик этот, хоть и не очень высокий, но достаточно крутой. Сил на его преодоление ушло очень много. Зато как менялся пейзаж вокруг — сначала сверху начал виднеться весь поселок, а потом — почти вся Тункинская долина. Лес вокруг становился все менее рослым и сменился альпийскими лугами с ароматнейшим разнотравьем.

Далее 79 фото:

IMG_4320 Самым замечательным местом в Аршане для меня был Дацан — местный буддийский (ламаистский) храм. Он располагается в километре от поселка. Когда я впервые увидел его, то понял, что есть на Земле особенные места! В которых чувствуется связь между землей и Небом. Я застыл, очарованный зрелищем и охватившими меня чувствами — воздух там буквально был намагничен. Такая концентрация спокойствия и энергетики, какой я раньше не чувствовал! Даже кузнечики стрекотали внутри храмовой ограды, хотя вокруг было большое поле с точно такой же растительностью, как и на территории храма. В таких местах хочется остаться навсегда… Вернувшись из Дацана мы рассказали об этом хозяйке нашего дома Оюне. Нас услышали соседи, приехавшие парой в Аршан попить водки на природе. Они тоже решили сходить и посмотреть, что же это за «волшебное» место. По дороге приняли пивка на грудь, несмотря на то, что на пути в Дацан висит объявление с требованием быть трезвыми при посещении храма. Так вот женщина потом плюясь и чертыхаясь говорила об этом месте — она не смогла перейти ворота территории храма — ее скрутило, ей стало тошно и не по себе настолько, что дальше идти она не смогла. Вот такое сильное место было, что падаль всякую к себе даже не подпускало.

Но, ничто не вечно. Сменился Лама, изменился приход. В последующие года (а мы часто заезжали в Аршан) энергетика места сильно уменьшилась. Прямо на территории Дацана уже поставлен был ларек, продававший коктейль и кукурузу. «Туристы» шатались по территории с сигаретой во рту и бутылкой пива в руках. Жлобство поглотило и этот островок чистоты. От былой намоленности пространства и величия осталась только память.

Далее 34 фото:

Из Аршана мы поехали как-то на разведку — через всю Тункинскую долину, в поселок Нилова Пустынь. Мы слышали, что там тоже есть санатории и целебные воды. Автобус довез нас до пол-дороги, потом мы добирались на попутке. По дороге нас начал настигать ливень. Нилова Пустынь вечером показалась очень неприветным местом. Мы как-то переждали под навесом ливень и начали искать ночлег. Мы думали, что как в Аршане, здесь сдают много жилья в частном секторе. Но Нилова Пустынь оказалась богом забытым уголком. Жилья не было. Санатории, больше похожие на бараки, были заполнены людьми, приехавшими по путевкам на лечение. Только в одном, более приличном санатории, нам попалась заведующая, пустившая нас под честное слово, что мы освободим номер рано утром, до прибытия новой партии отдыхающих.

IMG_4426 Мы пошли прогуляться — рядом с Ниловой Пустынью, километрах в 8 был другой Дацан. Там никого не было — ни служителей, ни прихожан. Мы обошли его, по пути вращая буддийские барабаны. В центре храмового комплекса был еще один барабан, в котором я заметил особенность — когда я приближался к нему, то вокруг меня переставали летать бесчисленные комары. При вращении этот барабан издавал странный гул. А потом я понял — внутри него поселился рой пчел — это они гудели и их боялись комары! За Дацаном высился большой песчаный холм, на который мы полезли, чтобы оглядеть окрестности. Остроты ощущениям придавала гроза. Ливень прошел, но грозовые тучи ходили по округе. Молнии сверкали то там, то тут. Сверху окрестности были видны очень далеко — с одной стороны Солнце садилось за горный хребет, с другой тучи с молниями, с третьей — радуга. Было страшно и удивительно! На следующий год отсюда мы начали наш первый горный поход — в долину реки Шумак.