От Иркутска до Байкала — 70 км, вверх по течению Ангары.
Туда все и ездят из Иркутска на Байкал посмотреть. Других мест поблизости нет — всего несколько километров открытого побережья озера ограниченного Ангарой справа (где располагается Лимнологический музей, посвященный изучению Байкала) и отвесными утесами слева, за поселком Листвянка.
В поселке стоит запах копченой рыбы — в торговых рядах продают омуля и хариуса, прямо из коптильных ящиков. Горячий омуль с хлебом и водой, почерпнутой прямо из Байкала — что может быть лучше!
На пляже в хорошую погоду много народа. Некоторые даже купаются, хотя вода редко прогревается выше 12 градусов. Сувениры, туристы, автобусы, отдыхающие — все тут.
В Листвянке территория активно скупается крупными «бизнесменами», строящими гостиницы и нелепые розовые «замки». Частный сектор загоняется в подполье. В нашем присутствии, среди бела дня, сожгли частный деревянный дом, на территорию которого претендовала хозяйка новой гостиницы, выросшей рядом. Хозяин дома отказался обменять его на однокомнатную квартиру на окраине Иркутска, которую ему предложили за этот дом на берегу Байкала. Вот и решили его не уговаривать…
В очередной приезд мы решили переночевать в Листвянке, чтобы потом отправиться в небольшой поход. И были неприятно удивлены, что куда-то пропали старушки, наперебой предлагавшие «хатэль?» Мы отошли подальше от центра, углубились в частный сектор. Но нигде не видно табличек «Сдаем жилье». Вместо этого нашли музей под открытым небом — за воротами одного частного дома. Хозяин из разных деталей мастерит забавные статуи:
Начинало смеркаться, а ночлега мы еще не нашли. Начали стучаться и спрашивать. Нам подсказали — идите туда-то и спросите, может пустят. «Там-то» нам открыл хозяин, долго нас рассматривал, потом пошел посовещаться с супругой и сказал, что пустит нас переночевать. Потом объяснил — у них частная гостиница и они работают по предварительным заказам из тур.фирм Иркутска. А здесь нет никаких вывесок и объявлений, так как «крупная акула», хозяйничающая в Листвянке (вдова иркутского авторитета, ставшая мэром поселка, и которую в данный момент посадили), не любит конкурентов. До завтра у них комната одна пустует и мы не выглядим, как ее шпионы — поэтому нас и пустили. Дом был деревянный и внутри тоже отделан деревом — его запах так порадовал нас!
У них было еще несколько постояльцев в тот вечер, и радушный хозяин угощал всех ужином и рассказами. Сам он — потомственный казак, православный, но обычаи местные уважает и соблюдает (бурханит — угощает духов 🙂 ). Одна из его историй — о местных шаманах:
Как-то его брат, пожарный, у которого он гостил, узнал, что где-то недалеко начался лесной пожар. И хоть сам он не находился в тот момент на службе, но поехал на место — огонь подбирался к одной деревушке. Прибыв туда раньше всех братья увидели такую картину. Фронт лесного пожара быстро приближался в деревне. На ее краю шаман собрал нескольких мужчин, которые начали танцевать, призывая на помощь духов. (Лесной пал — страшная штука. Он него идет такой жар, что загорается все вокруг — пожар быстро распространяется. И на пути этого пала была их деревенька.) Но, вдруг, пал остановился. Стена огня как-будто наклонилась над деревней. Шаман и мужчины в неистовом трансе продолжали свой танец. И огонь не прошел через них, отступил. Тут скоро и пожарные машины подъехали 🙂 Пожарные стали располагаться, разматывать свои шланги и даже не замечали обессилевших мужчин, упавших в грязь прямо там, где остановился их танец.
Потом он упомянул о японских могилах, которых полно в этих местах. Мы удивились, откуда здесь японцы? Все оказалось просто. После завершения Великой Отечественной Войны на Дальнем Востоке оказалось много пленных японских солдат. Чтобы не вводить их в искушение близостью Родины, решено было эти лагеря переместить подальше — к Байкалу. Смертность среди японских военнопленных была очень большая — по сравнению с немцами, которых ненавидели, японцев за людей вообще не считали. Поэтому так много братских могил разбросано в этих местах. Потом, после возвращения на Родину, выжившие, вместе с родственниками погибших, вновь посещали эти места, чтобы обозначить могилы и поставить надгробья. Родные выкапывали кусочек дерна — в этой земле есть часть праха, которую они увозили домой и захоранивали по обычаю предков. Группы японских туристов в этих краях приезжают не любоваться красотами природы, как все остальные туристы, а посетить могилы.
Рано утром мы пошли искать одно из таких захоронений:
Хозяин поинтересовался, чем мы собираемся заниматься в Листвянке дальше. И очень удивился, узнав, что мы собрались совершить «пешую прогулку» по берегу Байкала до следующего поселка Большие Коты. «Это же 18 км по козьей тропе над обрывом!» Но мы упрямые — на предложение проплыть это расстояние на катере мы ответили, что пойдем пешком. А вечером поедем на катере обратно.
Вот небольшой фоторепортаж этого путешествия. Оно у нас с Аллой было, наверное, первым совместным походом. Он оказался не очень трудным, хоть местами и достаточно опасным — тропа иногда проходила по самому обрыву. Но удовольствия от природы, отсутствия людей вокруг и кристальной воды Байкала было столько, что все оно не умещалось в голове! Именно тогда я, например, услышал впервые, как шумит ветер в ветвях сосен и понял, что не зря с этим сравнивают одну из 4-х стадий закипания воды, которую готовят для заваривания Чая.
Далее 47 фото:
- слайдшоу (flash) или
- обычные превьюшки
Прикольно, хороший отдых на Байкале получился.